Справочная по биг-бегам
- Биг-беги (микроконтейнеры)
Данный вид упаковки также обрел следующие названия: мягкий контейнер, гибкий контейнер, МКР (МКМ), FIBC или ФИБЦ.
Биг-бег (англ. big-bag) – это разновидность тары, которая представляет собой мягкий контейнер с петлями. Биг-беги отличаются большими размерами и грузоподъемностью. В основном, такая тара применяется для хранения и транспортировки сухих сыпучих материалов (удобрения, песок, цемент, смеси, гранулированный пластик и т.д.)
Производятся мягкие контейнеры, как правило, из полипропиленовой или капроновой ткани, которая УФ-стабилизирована, отличается запасом прочности при эксплуатации в широком температурном диапазоне. Для увеличения влагоустойчивости полипропиленовая ткань ламинируется или содержит полиэтиленовый вкладыш.Кроме этого, упаковка типа «Big-Bag» относительно дешевая относительно других видов упаковки, предоставляет возможность механизации складских работ, легко складываются и не занимают место при возвратных перевозках.
Стандартный размер биг-бега – 90х90 см, высота – от 90 см до 200 см.
Грузоподъёмность – в среднем 1000 кг, но контейнеры большего размера могут выдерживать даже 3000 кг.
Количество петель – от 1 до 4. Благодаря ним груз в такой таре очень удобно перемещать.
Возможно наличие дополнительных элементов для облегчения процесса погрузки и выгрузки – верхний и нижний клапаны, раскрывающееся дно, верхняя сборка, специальные вкладыши. Содержимое удобнее высыпать, если развязать нижний клапан, открыть дно или же просто его разрезать.
Благодаря удобству использования и своим характеристикам этот вид тары на сегодня получил распространение во многих областях: химической, пищевой, строительной, аграрной многих других. Он универсален, может быть адаптирован для работы с любым оборудованием, уменьшает объем мусора на строительных площадках.
Big-bag признан одним из самых экономичных видов упаковки. Мягкие контейнеры не просто надежно защищают содержимое от влаги и пыли, но и существенно снижают затраты по погрузке и транспортировке продукции.
Среди всей совокупности упаковок «Big-Bag» по количеству петель можно выделить следующие типы: одно-, двух- и четырех петлевые. Если в характеристике биг-бега данный показатель не оговаривается, значит изделия двухстропное. Стропы могут быть встроенными, ленточными либо тросовыми, что находит отражение в условных обозначениях.
Также в конструкции мешка типа «Big-Bag» могут наличествовать следующие дополнительные элементы:
модификация верха:
открытый верх;
ламинированная крышка;
ламинированная «юбка»;
загрузочный клапан (простой или сложный);
модификация дна:
цельное дно;
нижняя ламинированная «юбка»
разгрузочный клапан (простой, сложный, с двойной фиксацией);
разгрузочный клапан и крышка.
Также встречаются модификации по количеству слоев и плотности ткани оболочки. При постановке задачи выбора модели мягкого контейнера ориентируются на следующие факторы:
— имеющееся оборудование для фасовки;
— способ транспортировки;
— имеющееся оборудование по перевалке загруженной продукции;
— насыпной вес или плотность продукции, т/м3.
Также у мягких контейнеров присутствует классификация по сроку их использования. Различают контейнеры разового использования, используемые в нескольких циклах и многократного использования.
Еще одна характеристика мягких контейнеров – запас их прочности, который, как правило, пропорционален их оборотности.
- 5:1 (однократное применение) — МКР;
- 6:1 (несколькократное применение от 2 до 5 раз) — МКС;
- 8:1 (многократное применение) — МКО.
Надо заметить, что прочность «6:1» встречается и в одноразовых перевозках с повышенным количеством перегрузок. Показатель «запас прочности» у некоторых компаний звучит как фактор безопасности. Основные требования к определению запаса прочности контейнеров оговорены в международных стандартах качества. Также в соответствии стретованием EFIBCA каждый мягкий контейнер должен нести следующую информацию:
— название производителя и его адрес;
— место, номер и дата сертификации;
— безопасность при погрузке;
— коэффициент безопасности (5:1, 6:1 или 8:1);
— указание типа МК;
— имя и адрес поставщика;
— схема рекомендованных погрузо-разгрузочных работ.
И хотя не одна российская компания не является членом данной организации (EFIBCA), тем не менее, многие производители стараются выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам. Обобщая все вышесказанное, условные обозначения типа мягкого контейнера включают:
- тип контейнера – МКР, МКМ;
- условный объём загрузки, м3;
- наличие стропов – С, Л, Т;
- количество стропов – 1, 2, 4;
- допустимая рабочая нагрузка, т;
- материал оболочки – ППР, ПП, капроновая не указывается;
- особенности конструкции – Д1 (глухое днище) и т.д.
Итак, основные преимущества мягких контейнеров очевидны:
- возможность использования для широкого диапазона порошкообразных и гранулированных материалов, включая пищевые продукты;
- многообразие конструктивных вариантов;
- минимальный вес тары при грузоподъемности до 2000 кг;
- невысокая стоимость;
- возможность переработки и многоразового использования;
- малые потери продукта на всех этапах обращения;
- эффективность погрузочно-разгрузочных работ при затаривании, хранении и транспортировке;
- возможность хранения грузов на открытых площадках;
- доставка любым видом транспорта;
- экологическая безопасность.
Обычно мягкие контейнеры оптимизируются по различным параметрам под определенные виды продукции и под определенные виды транспортных средств, потому как если размеры контейнеров не соответствует размеры транспортной емкости, то она остается недогруженной.
Погрузочно-разгрузочные работы при применении мягких крупногабартиных контейнеров проводятся с использованием стандартизированного оборудования: крановых механизмов или вилочных электропогрузчиков.
Как правило, грузовладельцам предлагают выбрать типоразмер контейнера. При планировании и организации отгрузки продукции в конейнерахз необходимо на стадии проектирования осуществить выбор их типоразмера (объема и размера в заполненном состоянии) и рассчитать такой показатель, как насыпной вес. На основании этого уточняются конструктивные особенности, производительность и количество упаковочных установок для заданной мощности производства и количество контейнеров на тонну упакованного продукта.
Основные операции при использовании упаковки типа «Big-Bag» следующие:
- загрузка контейнера;
- увязка и укладка полиэтиленового вкладыша и загрузочного рукава;
- подъем и перемещение;
- укладка в штабель;
- разгрузка контейнера.
Продаются мягкие контейнеры, как правило, в пачках (тюках) от 5 до 20 шт. Небольшой вес (1-1,5 кг.) позволяет переносить их вручную. Загрузочный узел представляет собой стационарную или передвижную раму, на которой закрепляется мягкий контейнер. Через воронку из бункера поступает сыпучий груз, контроль заполнения осуществляется с помощью весов. На современных узлах, как правило, имеются автоматические весы и различные устройства для подачи воздуха, отсоса пыли, конвейерной подачей и другими приспособлениями. Затем с помощью различных подъемно-транспортных устройств (кранов, талей, лебедок, различных погрузчиков и электрокаров) контейнер перемещается. При этом во избежание несчастных случаев должна строго соблюдаться техника безопасности.